Адрес:

627250, Тюменская область, Юргинский район, село Юргинское, ул. Центральная, д. 49

Контактный телефон:

+7(34543)2-45-35

Психолог прилагается

Рекомендации родителям о детской психологии

Детская и подростковая психология – это не только удел специалистов. Это волшебный ключик к замку, он приоткрывает двери в мир детской души – огромной, непостижимой, глубокой. Сделать это могут и любящие родители. Знания не бывают лишними, они сблизят самых родных людей – взрослых, дающих жизнь, и маленьких, которые и есть воплощением самой жизни.

Лучше разобраться в тонкостях взросления помогут некоторые сведения из возрастной психологии. Границы между ними – условны.

Сегодня можно встретить 2-летнего кроху с признаками кризиса 3 лет, или 11-летнего подростка, который очень жесток, хотя в этом возрасте дети еще только познают красоту мира. 

Но, несмотря на индивидуальность каждого любимого сына или дочери, стоит внимательнее относиться именно к возрасту детей. Многие мотивы поведения скрыты именно в биологически запрограммированных особенностях человека.

                              От 0 до 1 года, или младенчество

О том, что характер, поведение будущего взрослого человека зависят от внутриутробного развития (и поведения родителей в те самые важные 9 месяцев), уже говорить не приходится. Некоторые мамы-папы (и это тоже нормально) в период беременности не до конца осознают, что происходит с плодом, и как их жизнь изменится после появления крохи. Именно с младенчества и начинается первое знакомство родителей с сыном или дочкой.

Это уникальный период. Только сейчас малыш за год проходит особенно насыщенный путь своего развития. Он за первые 12 месяцев жизни успевает вырасти в 2 раза, набрать вес, превышающий показатель при рождении, становится на ножки. Также в этот сложный адаптационный период центром Вселенной крохи становятся родители.

Удивительный факт! Наиболее важным в этом периоде остается общение мамы и папы с младенцем, который как раз не может полноценно общаться ввиду отсутствия речи. Однако это не мешает старшему поколению развивать интуицию и выполнять обычные требования малыша. В этом-то и заключается их важная функция.

Важно! Начиная с первых дней жизни и до 1 года, родители и малыш получают ценный и незаменимый урок. Кроха учится доверять родителям, а через них – миру. А мамы и папы учатся по-настоящему любить, когда понимают, что любовь без заботы не бывает.

Условно младенчество можно разделить на 3 периода:

  • От рождения – до первого оживления. Он длится от самого появления на свет, когда «аист», так сказать, уже «улетел», и до первой улыбки, крика, зова, направленного на привлечение внимания мамы.
  • Первые 6 месяцев. Пока все происходит на уровне физиологических процессов: мама накормила, сменила подгузник – значит, мама хорошая, она любит, с ней спокойно и т.д. А многие уже повзрослевшие люди даже не догадываются, откуда появляются требования в стиле: «Если ты меня любишь, сделай то и то…». Все родом из детства, скорее, даже из младенчества.
  • Второе полугодие.

Сейчас кроха учится познавать мир, используя под чутким руководством старших погремушки, бытовые предметы обихода, игрушки. После 6-месячного возраста начинается активное введение прикорма, что безотрывно связано с процессом приготовления еды. Малышу становится интересно с посудой, папиными рабочими инструментами…

 Важно! Родитель играет роль не только рассказчика, старшего товарища, объясняющего, что и зачем нужно. Нельзя забывать о мерах безопасности. 

Сейчас от крохи уже пора спрятать острые, мелкие, круглые, липкие, разбирающиеся предметы, а все розетки обезопасить специальными заглушками. Этот важный период заканчивается кризисом (как и каждый жизненно важный этап).

Кризис первого года обусловлен самостоятельным хождением (многие дети уже стали на ноги, они почувствовали новые возможности, так что родители начинают восприниматься скорее как помеха, чем помощь).

Важно! Вместе с малышом нужно переживать восторг от привычных взрослому вещей. Это отличная терапия для мам от послеродовой депрессии. Девиз этого периода – «Жизнь прекрасна!»

                           От 1 до 3 лет, или ранний возраст

Как только кроха встал на ножки, он понял, что всего-то необыкновенно притягательного еще и не видел! Сейчас за ним особенно нужен глаз да глаз…

Основные навыки этого возраста:

  1. Родители уже не столько «боги» в глазах ребенка, сколько любимые старшие друзья. Взрослые помогают познавать мир, объясняют значение предметов обихода, через игрушки обучают первым социальным ролям.
  2. Малыш учится самообслуживанию, что доставляет ему необыкновенную радость. Сейчас самостоятельное поедание супа ложкой, неумелое завязывание шнурков или неуклюже завязанный бант – то, что нуждается в поощрении. Важно! Не надо мешать малышу. Нет времени или на пороге гости, и ребенок должен быть опрятным? Можно пообещать ему, что в другой раз мама обязательно разрешит ему есть, причесаться или выбрать одежду для прогулки самостоятельно.
  3. Развитие речи. Конечно, в возрасте 1 года мало кто разговаривает полноценно. Это уникальные случаи. Мальчики начинают общаться позже девочек. В 1,5 – 2 года дети уже понимают около 1500 слов, строят простые предложения. Правильные склонения, изменения по родам и падежам – пока не их «конек». Но со временем речь развивается, особенно важную роль играет общение со сверстниками.

Важно! Детский сад играет особенную роль в становлении личности ребенка. Его желательно отдать туда, даже если у мамы есть возможность еще побыть в декрете.

Особенно интересным способом влияния на ребенка сейчас может быть игра. Можно смоделировать ситуацию так, что непослушный зайчик огорчил маму, и она плачет. Или через игрушки вполне удобно разыгрывать ситуации, показывать, что можно или нежелательно делать.

Со временем, после освоения необходимых навыков, малыш начнет играть по воображаемым сюжетам. Так развиваются творческие задатки.

Этот период также оканчивается своеобразным «экзаменом», кризисом 3 лет. Сейчас ребенок пытается самостоятельно познать, что можно, чего нельзя.

Важно! Родителям нужно запасаться терпением и, если пропишет терапевт, седативными средствами. А можно просто понять своего ребенка. Он проверяет нервы мамы и папы не специально, просто старается «отвоевать» немного свободы.

                      От 3 до 7 лет, или дошкольный возраст

 После 3 лет (и до самой школы) начинается еще один необычный этап в жизни детей. Это дошкольный возраст, он характеризуется двумя особенностями – еще большей самостоятельностью, которую есть возможность проверить в детском саду, наравне с одногруппниками, и игровая деятельность.

Через игру ребенок постигает многое:

  • Поведение, соответствующее социальным нормам.
  • Орудийная деятельность.
  • Учится соотносить мотивы и действия.

В то же время особый интерес у ребенка вызывает деятельность, связанная с конструированием. Пазлы, кубики, мозаики, конструкторы сейчас особенно актуальны. Также малыша может увлечь рисование.

Важно! По рисунку сына или дочери можно рассказать, что его беспокоит, есть ли страхи, что у крохи на первом плане.

Этот период условно делится на 3 этапа:

  1. Младший дошкольный возраст, который длится от 3 до 4 лет. Сейчас малыш активно постигает азы общения со сверстниками. Границы его мира расширяются, в них перестает входить исключительно дом и домочадцы.
  2. Средний охватывает возраст от 4 до 5 лет. Это возраст «почемучек». Отвечать на самые разнообразные вопросы придется не только воспитателям, но и родителям. В это время малыши с удовольствием начинают посещать кружки, если их заинтересовать, то запросто можно обучить навыкам чтения или счета.
  3. Старший дошкольник – это ребенок 5 – 7 лет.

У ребенка появились друзья, дома он все меньше проводит времени. Теперь ребенок готовится стать первоклассником. 

Не отбить у него желание, а подготовить, максимально адаптировать – вот задача и родителей в том числе. Можно составить приблизительный режим дня, приучить наследника к выполнению «обязательных» упражнений – чтения небольших отрывков произведения или других занятий, рекомендованных психологом детского сада.

            От 6 – 7 до 9 лет, или младший школьный возраст

Игрушкам уже нет места, в рюкзаке расположились стройными рядами учебники и тетради. На первое место выходит уже учебная деятельность.
        Это сложная перестройка от еще ребенка, когда особо не мешали заниматься своими интересами, к ребенку-школьнику, ученику. Теперь детьми руководят две психологические особенности, характерные возрасту, – это некоторая регуляция, контроль собственных психических процессов и создание плана действий.

Проще говоря, это:

  • Психологическая готовность контролировать себя. Сюда входят процессы внимания (на уроке), запоминания (ребенок прикладывает усилия), сосредоточенности (во время контрольной работы или выполнения домашнего задания).
  • Контроль поведения. Дети уже способны высидеть спокойно целый урок, а на перемене – отдыхать, причем не всегда спокойно. Но и это они уже четко осознают.
  • Умение действовать по плану – это значит, что ученик в возрасте 6 – 9 лет способен на первое место ставить, например, решение примеров по математике, а потом уже приступать к просмотру мультфильмов или прогулке с друзьями.

Важно! Родители должны поддерживать ребенка, создавать условия для комфортного выполнения домашних заданий, помогать, проверять, оказывать помощь в сборе портфеля.

Также важным остается обсуждение с сыном или дочерью морально-этических вопросов. Если сейчас доверие будет налажено, то родителям удастся избежать неприятностей в более старшем возрасте.

                От 10 до 12 лет, или средний школьный возраст

 Примерно в 5 – 6 классах обучаются дети, психологически адаптированные к процессу обучения. Не исключено, что некоторые из них уже стоят на пороге тех гормональных изменений, которые вскоре изменят их поведение, внешность, даже ценности. Но в целом, это спокойные, открытые, добрые личности.

Родители, учителя, воспринимаются ими как надежные товарищи и помощники, способствующие познанию тайн этого прекрасного мира.

Постепенно на первый план начинают выходить отношения со сверстниками. Ребенок в 10 – 12 лет искренно интересуется всем новым, ему в удовольствие посещение кружков, тренингов, детских клубов по интересам. Друзья выбираются исходя из принципов общей увлеченности.
       В этом возрасте обозначаются три особенности, связанные с психологическим развитием личности ребенка. Не последнюю роль играют и родители:

  1. Глобальная любознательность. Девочки и мальчики сейчас интересуются абсолютно всем и сразу. Это потусторонний мир, привидения, информация о внеземных цивилизациях и прочее. В это же время возникают вопросы, касающиеся бытия. Нередко сын или дочь может уже в эти годы поставить родителей в тупик вопросом, зачем люди живут. Так что подготовиться к ответам родителям можно заранее, дабы не потерять авторитет.
  2. Самоидентификация. Собственная внешность, переживания, первые симпатии – все это как бы вдруг сваливается на детей. Подростковый возраст уже начинается сейчас.
  3. Первые менструации или поллюции могут серьезно напугать только начинающего взрослеть ребенка.

Важно! Разговор на тему полового созревания или вовремя предложенная литература может стать удачной точкой отсчета сложного подросткового периода. Или поставить точку в доверительных отношениях с мамой и папой. Потом не стоит удивляться, почему «вдруг» дети отдаляются и не впускают в свою жизнь.

От 13 до 16 лет, или подростковый возраст

Сейчас ребенок, точнее, подросток (тинэйджер), переживает бурную гормональную перестройку. Появляются внешние половые признаки, нередко взросление проходит через этап «гадкого утенка», когда будущие красавицы и красавцы отличаются сутулостью, неуклюжестью, угревой сыпью.

Важно! Родители могут сейчас помочь подчеркнуть то лучшее, что есть во внешности, и бороться с недостатками. Можно посоветоваться с косметологом на тему ухаживающей за кожей лица косметики. Подобрать стильную, но не вульгарную одежду. Поработать над осанкой или фигурой в целом? Тоже отличный вариант. Мальчик могут своему телу придать мужественности (накачать мускулы), а девочки – стать более привлекательными. Спорт поможет снять повышенное нервное напряжение и приобрести уверенность в себе.

Сейчас возрастает половое влечение. Родителям нужно осторожно объяснить, откуда берутся дети и различные половые инфекции.

В это же время формируется и развивается новая Я-концепция, молодой человек осознает свое место в подростковой общине, ему важно самоопределение.

Сейчас проявляются 3 особенности, характерные этому трудному возрасту:

  • Определенная самостоятельность. Уже пора не столько жить отдельно, сколько принимать некоторые решения, касающиеся семьи и собственной персоны. Родители должны проявить терпение и мудрость.

Важно! Если ребенок требует, по их мнению, слишком многого, можно проявить хитрость и предложить такие сферы на выбор, в которых вред подростка себе был бы минимальным (например, выбор одежды для прогулки в неформальной компании, но только вечером, после прихода из школы).

  • Поддерживать свою женственность (девочки) и мужественность (мальчики). Лучшим примером для подражания становится семья (не обязательно мама и папа) и друзья. Но родители по-прежнему остаются на первом месте. Если в их лице подросток не находит понимания, то пальма первенства во внимании автоматически переходит товарищам-одногодкам или постарше.
  • Восприятие себя взрослым. Для общества подросток еще ребенок, но многие подростки тоже могут изменить мир. Почему бы не доверить дочери или сыну выбор будущей профессии, в каком лагере провести лето, разрешить несложную подработку? Иногда не столько свобода нужна подростку, сколько ее видимость, ведь знание, что тебе разрешают жить «на равных», воспринимается как уважение и доверие.

Психолог  И. В. Ларионова

Рекомендации родителям: как понять внутренний мир ребенка

Головной мозг в детском возрасте только учится обрабатывать полученную информацию и справляться с эмоциями, которые возникают в ответ на раздражители внешней среды. Базовыми эмоциями для ребенка становятся страх, гнев, радость, грусть и отвращение. Сложно говорить о том, что достигается их баланс — контролировать гнев, к примеру, не могут даже многие взрослые, не говоря уже о детях. Именно поэтому резкая смена этих эмоций с радости на гнев и с гнева на страх иногда пугает родителей, они не знают, как помочь малышу, и не могут понять, что происходит у него в голове. На самом деле все очень просто — эти эмоции являются пережитым опытом, поэтому достаточно проанализировать ситуацию, чтобы понять, что же вызывает ту или иную реакцию.

Психологи умело используют различные модели управления эмоциями, но это не значит, что это нельзя делать родителям. Наоборот, именно родители должны ознакомиться с такими техниками и применять их на детях. Важно запомнить несколько базовых постулатов — эмоциями управляют так называемые субличности, которые выходят на первый план и руководят психикой в различных ситуациях. Именно дисбаланс субличностей часто вызывает конфликт и отсутствие гармонии. Чтобы правильно воспитать ребенка, эти субличности нужно определить и понять, какие превалируют, и как их направить в нужное русло.

По словам психолога Ричарда Шварца, работающего в сегменте семейной психотерапии, не нужно ограничивать свои субличности, необходимо им давать возможность проявить себя, чтобы не копить эмоции и не усугублять борьбу между субличностями. Психолог в первую очередь, чтобы понять субличности, предлагает родителям обратить внимание на свое поведение. Вспомните, когда вы разговаривали с ребенком в непривычной манере: ругали его, стыдили, излишне придирались, обижали без причины и предъявляли непосильные для него требования. Такое было, наверняка, у каждого родителя. После ссоры с ребенком возникало внутреннее гадкое чувство, что вы были не в себе, дали слово той внутренней личности, который вы на самом деле не являетесь. Из доброго понимающего родителя вы превратились в тирана. Обратите внимание на то, насколько сильно разнятся ваши модели. Ребенок сделал лишь небольшой проступок (или вообще не сделал его), а вы сорвались так, будто это что-то всемирное происшествие. Признайтесь самому себе, что внутри вас активизировалась не самая лучшая ваша сторона. Чтобы принять наличие субличностей, вспомните этот момент, и представьте, как тяжело ребенку контролировать несколько таких личностей внутри себя.

Психологи выделяют несколько типов субличностей:

  1. Личность-менеджер — следит за тем, чтобы соблюдался внутренний комфорт, а поступает так, чтобы испытывать меньше негативных эмоций и болезненных чувств. Такой ребенок сам следит за своим душевным спокойствием, поэтому внешне может казаться замкнутым, а его эмоции выплескиваются для всех неожиданно.
  2. Личность-изгнанник — больше всего подвержен негативным эмоциям и самобичеванию, поэтому хранит негативные впечатления, стыд, пережитые в детстве травмы, но хочет быть услышанным и понятым. Личность-изгнанник выходит на первый план, если требует душевного исцеления, но личность-менеджер может заставить изгнанника замолчать, чтобы не нарушать внутренний баланс, пусть и напряженный, с негативным оттенком. При отсутствии действенной помощи от менеджера на помощь приходит третий тип личности — пожарный.
  3. Личность-пожарный использует более радикальные методы, чтобы избежать болезненности. Он может накричать на человека, впасть в стресс, начать заедать свои эмоции — проявления для пожарника находятся в максимально широком диапазоне и очень индивидуальны.

Рассмотрев модели, проще понимать, какая из личностей на данный момент берет верх в ребенке. Помните о том, что всегда есть две другие, которые могут внести баланс и добиться стабилизации состояния малыша. Подумайте о том, как вы можете взаимодействовать со своими субличностями и поймите, насколько это тяжело сделать ребенку. Однако, именно эти субличности и их понимание дают родителям почву для работы с ребенком.

Психолог  И. В. Ларионова

Цикл онлайн-трансляций «Краски жизни» в рамках областной акции «Пусть осень жизни будет золотой»

#Пустьосеньжизнибудетзолотой#Циклпсихологических_онлайн_занятий_для_граждан_пожилого_возраста_и_инвалидов #Краскижизни

«Нестареющий мозг»

«Нестареющий мозг»

Советы людям старшего поколения о том, как ухаживать за нашим главным органом – мозгом. Случается ситуация, когда слово вертится на языке, а назвать не получается. Или ключи только что держали в руках, а куда положили – никак не вспомнить. С возрастом таких моментов становится больше, и человек понимает, что с памятью начались проблемы. Чтобы этого избежать, нужно тренировать УМ в любом возрасте, особенно после 60 лет. Продолжайте учиться Умственный труд активирует отдельные клетки мозга и стимулирует сообщение между ними. Этот процесс идет постоянно, поэтому полезно учиться на протяжении жизни. Происходит укрепление нейронных цепочек, потому что человек умственно активен и регулярно занимается интеллектуальными упражнениями. Тренировка памяти у пожилых людей: чтение книг; решение кроссвордов, головоломок, тестов; игра в шахматы; занятия музыкой, искусством; освоение новых навыков, знаний; изучение языков. Выполняйте упражнения на память. Мозг нуждается в постоянной стимуляции. Разработаны упражнения, способы улучшения памяти, которые ускоряют решение повседневных проблем, повышают работоспособность. В Интернете можно подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений для себя. Как тренировать память в пожилом возрасте: ставьте только одну цель – мозг привыкнет к концентрации. Постройте дела в очередь и сосредотачивайтесь по 15 минут на каждом. Исключите многозадачность. Полезно учить стихи для развития памяти или отрывки из книг – при случае удивите близких. Займитесь пением – полезная тренировка мозга. Ведь придется заучить текст песни, попасть в ноты, запомнить мелодию. Полюбите пазлы – складывание картин из маленьких деталей стимулирует у взрослого все отделы мозга. Работа руками (вязание, вышивка, бисероплетение и другое) – отличная тренировка памяти и внимания, улучшает концентрацию. Полезно использовать специальные схемы выполнения изделия. Изучайте языки – это отличные упражнения для мозга. Освойте компьютер, если еще не сделали этого. Заботьтесь о своем здоровье Некоторые хронические болезни способны вызвать расстройства в работе мозга. Появляется забывчивость, трудно сосредоточиться, концентрация внимания падает. Своевременно принятые меры и хороший сон быстро приводят память в норму. Лечите сахарный диабет Функции мозга зависят от прохождения сигналов между клетками. Для процесса нужна энергия, получаемая из глюкозы. Когда уровень сахара чересчур высокий или низкий, мозг работает хуже. Если нормальная концентрация глюкозы не восстановлена в течение суток, поражаются клетки головного мозга и увеличивается риск деменции. Контролируйте давление В зрелом возрасте кровеносные сосуды хрупкие. Скачки уровня давления вызывают микроразрывы, происходят кровоизлияния в ткани мозга. Это ведет к гибели большого количества нейронов, что и провоцирует нарушение памяти. Чтобы мозг не страдал, поддерживайте давление в норме, не забывайте вовремя принимать назначенные препараты. Проверьте щитовидную железу Ослабление памяти часто связано с дефицитом гормонов. В мозге замедляется кровоток, клетки получают мало кислорода и питания. Если человек утратит гормоны щитовидной железы, ум, память и эмоции исчезнут. Проконсультируйтесь с эндокринологом, принимайте витамины (E, C, A) и микроэлементы (магний, селен, фосфор), которые улучшают память. Следите за уровнем холестерина Кровоснабжение мозговых тканей нарушается из-за бляшек – наростов на стенках сосудов. Ученые доказали, что «плохой» холестерин негативно влияет на умственные способности пожилых. Держите под контролем его уровень. Соблюдайте диету. Регулярно сдавайте анализ на липидный профиль, и тогда проблем с памятью станет меньше. Оставайтесь физически активными Занятия спортом, утренняя гимнастика, пешие прогулки поднимают тонус, создают позитивное настроение. Кровь обогащается кислородом. Если нет времени на полную тренировку, устройте четыре или пять 10-минутных прогулок в течение дня. Сделайте физические нагрузки частью жизни, и вы заметите, что память подводит реже. Организуйте быт Вы будете постоянно что-то забывать, если дом захламлен, а записи в беспорядке. Внесите задачи, встречи и другие события в специальный блокнот, календарь или компьютер. Заведите привычку повторять каждую запись вслух, чтобы закрепить в памяти. Составьте списки дел и отмечайте пункты, которые завершили. Определите место для кошелька, ключей, очков и других предметов первой необходимости. Не делайте много дел одновременно. Если сосредоточитесь на информации – легко вспомните позже. Связывайте то, что пытаетесь сохранить, с любимой песней или другими ассоциациями. Больше общайтесь Социальное взаимодействие помогает предотвратить депрессию и стресс, которые способствуют потере памяти. Старайтесь собираться с близкими, друзьями и другими людьми чаще. Найдите новых знакомых в социальных сетях. Придерживайтесь сбалансированной диеты Старайтесь правильно питаться. Ограничьте в рационе мясо, вредные жиры, сладости. Употребляйте морепродукты, овощи, фрукты, злаки. Не забывайте о рыбе, которая пополнит запасы омега-3 жирных кислот, поможет укрепить память, бороться с атеросклерозом. Высыпайтесь Попробуйте эти советы, чтобы лучше спалось: не переедайте вечером; ложитесь спать и вставайте в одно и то же время; не пейте кофе или алкоголь перед сном; не укладывайтесь в прокуренной комнате. Избегайте стрессов Состояние нервного напряжения вредно для мозга. Гормон стресса кортизол затрудняет извлечение информации из памяти. Попробуйте новые способы расслабления, займитесь медитацией, йогой, посетите массажиста. Работайте над собой, не давайте эмоциям руководить организмом. Бросьте курить Сигареты вызывают спазмы в сосудах. Головной мозг – не исключение. Если избавиться от вредной привычки, тело быстро очистится и память заметно улучшится. Самое главное — не занимайтесь самолечением. Всё предпринимайте, посоветовавшись с врачом. Будьте здоровы! #Пустьосеньжизнибудетзолотой #Циклпсихологическихонлайн-занятийдлягражданпожилоговозрастаиинвалидов #Краскижизни #Нестареющиймозг